Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена важным социальным значением договоров розничной купли-продажи, который является одним из основных институтов гражданского права, но при этом, сегодня отсутствует его комплексное монографическое исследование. Изучение данной темы и проведение исследовательской работы на данный момент и в данной ситуации необходимо для выявления пробелов и слабых мест в потребительском законодательстве с целью дальнейшего его совершенствования.
Необходимость подробного исследования защиты прав потребителей обусловливается недостаточной теоретической разработанностью её значения и особенностей. Остро стоит вопрос объема прав и обязанностей сторон договора купли-продажи, с учетом, чтобы не было «перегибов» ни в чью сторону.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с защитой прав потребителей по договорам купли-продажи.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие защиту прав потребителей, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы является всесторонний анализ особенностей защиты прав потребителей.
• Рассмотреть договор купли-продажи и права и обязанности сторон договора;
• Исследовать особенности законодательного регулирования защиты прав потребителей;
• Проанализировать права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов);
• Рассмотреть государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
• Проанализировать досудебные способы защиты прав потребителей;
• Исследовать особенности защиты прав потребителей в судебном порядке.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ФЗ «О защите прав потребителя» и другие
Теоретическая основа исследования заключается в обобщении взглядов ведущих ученых правоведов в рассматриваемой области.
Структура работы: введение, три главы, заключение и библиографический список.
Глава 1. Основы законодательства потребительского права
1.1. Договор купли-продажи. Права и обязанности сторон договора
Договор розничной купли-продажи — договор, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК).
Данный вид договора является на сегодняшний день, пожалуй, самым массово заключаемым договором в стране. Практически каждым человеком в течение дня совершается несколько розничных покупок различных товаров и услуг. Большинство из этих людей, вступая с продавцом в правовые отношения, не понимают правовые тонкости отношений покупателя и профессионального продавца. Закономерно, что сектор ритейла (от англ. retail — «розничный, в розницу») является важным для государства и с экономической и с социальной точки зрения.
Далеко не всегда продавец добровольно и неукоснительно соблюдает требования законодательства. К сожалению, не редка ситуация, когда продавец навязывает покупателям условия заключения сделки, несправедливые условия расторжения договора или преднамеренно занижает сроки гарантийного обслуживания, не соблюдает гарантийные обязательства и т.д.
Главная обязанность продавца заключается в передаче покупателю товаров, являющихся объектом купли-продажи, в срок, установленный договором, а если такой срок договором не установлен, - в соответствии с правилами об исполнении бессрочного обязательства. Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан передать покупателю вместе с товаром принадлежности продаваемой вещи, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законодательством и договором, одновременно с передачей вещи.
В соответствии со ст. 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Заключая договор купли-продажи, необходимо согласовать два существенных условия: наименование товара и его количество.
Согласование количества товара редко порождает споры впоследствии, так как даже если количество товара, являющегося предметом договора, не указано в договоре прямо, то обычно указывается порядок определения количества товара, являющегося предметом договора, закон это позволяет (п. 1 ст. 465 ГК РФ).
Согласование наименования товара чаще вызывает споры, чем согласование его количества. Когда товар передается после осмотра его самого или его образца непосредственно после заключения договора, споры возможны только в случае явной недобросовестности продавца. Даже если договор, составленный в письменной форме, не будет содержать необходимых условий, договор можно считать заключенным в устной форме.
Одним из самых важных событий, связанных с переходом права собственности, является момент перехода риска случайной гибели или случайного повреждения товара. В соответствии с п. 1 ст. 459 ГК РФ этот риск переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю, но только если иное не предусмотрено договором. По сути дела переход риска утраты и повреждения в момент передачи товара в большинстве случаев является справедливым решением по распределению рисков между продавцом и покупателем.
Однако могут быть и исключения, например, когда договором предусматривается отсрочка получения товара.
Теперь остановимся на обязанностях покупателя. Покупатель по договору купли-продажи обязан принять переданный ему товар. Исключение составляют лишь те случаи, когда покупатель наделен правом требовать замены товара или отказаться от исполнения договора, например, если продавец передал покупателю товар с недостатками, которые носят существенный характер, либо не выполнил в разумный срок указания покупателя о доукомплектовании переданных товаров.
В силу п. 1 ст. 484 ГК РФ покупатель обязан принять переданный ему товар. Исключением является случай, когда покупатель вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Продавцу следует позаботиться и том, чтобы на товаре была информация о месте происхождения составных частей товара, хотя это и не предусмотрено законами РФ и нормативными актами Правительства Российской Федерации. Дело в том, что в последнее время широкое распространение получила так называемая отверточная сборка. Нередко товар производится одним предприятием по заказу другого и т.д. С учетом того что качественные показатели товаров очень часто зависят от того, кем или в какой стране произведены комплектующие или составные части, информация об этом может явиться решающей для потребителя при выборе товара.
1.2. Особенности законодательного регулирования защиты прав потребителей
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» является регулятором правоотношений в сфере защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и определяет общественные отношения как «отношения... между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)».
Основных требований, из которых потребитель может выбрать наиболее подходящие для своей ситуации, пять. Охарактеризуем требования потребителя в той последовательности, в которой они перечислены в п. 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей.
Требование о замене товара. Рассмотрение этого требования удобно разделить на две части: сначала рассмотреть вопрос о том, какой товар подлежит замене; затем - на какой товар замена осуществляется:
а) по п. 2 ст. 475 ГК, т.е. по общим положениям о договоре купли-продажи, предъявление требования о замене товара возможно не во всех случаях, а только в случае существенного нарушения требований к качеству этого товара. По ст. 503 ГК и ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» замене подлежит товар, имеющий любые (простые или существенные) недостатки.
Особый более сложный правовой режим установлен только для технически сложных товаров. Правовое регулирование замены технически сложных товаров по-разному регулируется ст. 503 ГК и ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». По ст. 18 в отношении таких товаров потребитель вправе предъявить требование о замене товара в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара без всяких ограничений. По истечении этого срока право на замену не прекращается, оно лишь ограничивается некоторыми условиями.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
5. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, N 253, 30.12.2009.
6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2899.
8. Постановление Правительства Москвы от 16.07.2013 N 466-ПП «Об установлении сроков наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 40, 23.07.2013.
9. Письмо Роспотребнадзора от 29.06.2005 N 0100/4938-05-32 «О полномочиях общественных объединений потребителей» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Письмо Роспотребнадзора от 15.10.2010 N 01/14810-0-32 «О принципах взаимодействия с общественными объединениями потребителей» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Письмо Роспотребнадзора от 26.12.2012 N 01/14992-12-27 «О применении разъяснений Роспотребнадзора» // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, N 3, март, 2013 (часть II).
Материалы судебной практики:
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»// Российская газета, N 156, 11.07.2012.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета, N 156, 11.07.2012.
14. Постановление Верховного Суда РФ от 8 июня 2015 г. N 49-АД15-3 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Решение Верховного суда Республики Крым от 31 октября 2016 г. по делу N 12-1509/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Костромского областного суда от 8 сентября 2016 г. N 4А-158/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 31 июля 2015 г. N 4а-669/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Апелляционное определение Самарского областного суда от 15 января 2013 г. по делу N 33-246/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 16 октября 2013 г. по делу N 33-3331/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 17 июля 2013 г. по делу N 33-8273/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 апреля 2014 г. по делу N А11-6292/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.04.2013 N 33-4213/13 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Определение Ростовского областного суда от 15 октября 2012 г. по делу N 33-11980/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература:
24. Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). М.: Проспект, 2017. С. 59.
25. Агафонова Н.Н. Все о правах потребителей. М.: Проспект, 2016. С. 33.
26. Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
27. Беспалов Ю.Ф., Егорова О.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017.
28. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. 3-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2011. Кн. 1. С. 119.
29. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М., 2009. С. 122.
30. Гришаев С.П. Защита прав потребителей // СПС КонсультантПлюс. 2016.
31. Клеандров М.И. Институт юридической службы в предпринимательстве. М., 2013. С. 6 – 8.
32. Майоров В.И., Изюмова Е.С. Анализ основных изменений законодательства о контрольно-надзорной деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 6. С. 7.
33. Попиков О. Нарушения прав неопределенного круга потребителей // ЭЖ-Юрист. 2016. N 41. С. 14.
34. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н.А. Баринов, К.П. Беляев, Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. Т. 1. С. 264.
35. Солдатова В.И. Законодательство о защите прав потребителей: проблемы совершенствования // Право и экономика. 2015. N 1. С. 3 - 10.
36. Шелищ П.Б., Мясин Е.Б. Права потребителя: как защитить их в конкретных жизненных ситуациях? М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 4. 176.